Ася Викторовна Энговатова руководит археологическими исследованиями в Ярославле более 15 лет. Она родилась в 1966 году в Москве, окончила исторический факультет МГУ, с 17 лет регулярно участвует в раскопках. В настоящее время она заместитель директора Института археологии РАН по науке, кандидат исторических наук. Её исследования, опубликованные в материалах Института археологии РАН, стали основой данной статьи.
Ярославль – самый древний славянский город на Волге. Датой возникновения города принято считать первое упоминание в документе, для Ярославля это 1071 г., но, конечно, археологический материал указывает на то, что люди жили здесь гораздо раньше.
Историки, когда устанавливали датировку Ярославля, исходили из того, что его основал Ярослав Мудрый. Брали довольно абстрактную дату конца его пребывания в Ростове Великом и его перемещения на княжение в Великий Новгород. Вот последняя дата, 1010 г., когда он был рядом, в Ростове, он мог основать Ярославль и назвать его в честь себя. Но это всё, опять таки, исторические предположения.
И одни из первых раскопок в центре города Ярославля делались лишь в конце 30-х гг., да и начаты они были с целями практическими, поскольку собирались взрывать Успенский собор и, как в то время было важно, строить там дворец советов – очень красиво, доминантой, возвышался златоглавый собор над Волгой, требовалось его убрать.
И под этот возможный проект строительства археологи стали делать шурфовку, исследовать и смотреть, что там ценного может быть. Закон об охране памятников работал, и исследования проводились. Были найдены древние остатки каменного здания, этим городом заинтересовалась архитектурная экспедиция Воронина. Они опять таки пытались найти древний Успенский собор, не нашли его, к сожалению.
И все остальные исследования после 40-х гг. носили в центре города спасательный характер, сопутствовали стройкам, поскольку крайне сложно организовать крупные научные работы в центре действующего города. Действующий город – это коммуникации, надо перекрывать дорогу, организовывать какие-то заграждения. Надо сделать много для того, чтобы проводить там научные работы. И, в общем, в центре Ярославля работ с научными целями так и не было организовано.
Даже были представления о том, что центр Ярославля не столь интересен, как Новгород, Ростов или Суздаль и Владимир, поскольку в Ярославле нет ни мокрого культурного слоя, который сохраняет органику и, соответственно, сберегает много интересных артефактов, те же берестяные грамоты, да ещё и довольно сильно перемешанный культурный слой. Это затрудняет датировку, делает для археолога всё менее значимым.
Границы ярославского кремля – Рубленый город – хорошо известны, но почти за 100 лет исследований археологи раскопали менее 10% площади кремля, причём самые значительные, буквально сенсационные находки, сделаны в последние годы, когда в связи с восстановлением Успенского собора начались масштабные раскопки, потребовавшие приостановки строительства.
Но даже эти небольшие по масштабам исследования показали, что Ярославль переживает интенсивный всплеск жизни в самом конце XII – начале XIII в., ближе к началу удельного периода. Это город, в котором одновременно начали строиться две каменные церкви, что говорит о богатстве и города, и удельного Ярославского князя. Это город с очень интенсивным деревянным строительством, причём это не избы, а скорее терема – центр города населён людьми состоятельными, статусными – найдены остатки десятков деревянных строений с погребами, хозяйственными постройками.
Чтобы понять масштаб, можно назвать только одну цифру: 50% всей керамики, которая найдена в слоях, которые мы раскапывали по центру города, относится к концу XII – началу XIII в. Это пик активности, пик строительства. Очень интенсивная жизнь и торговля. Очень много выпадает в культурный слой не только керамического боя, что обычно, но много стеклянных браслетов, разнообразных украшений, привозная (то есть дорогая) стеклянная посуда. Найдена огромная коллекция, которая описывает жизнь города.
Очень важно, что вместе с археологами работают и археозоологи, которые по остаткам костей животных определяют, что это за стадо, кого они выращивали, как забивали, как эти животные существовали в этом городе. И антропологи, и дендрохронологи, и почвоведы, и палинологи (палинология – наука, изучающая пыльцу растений – оказывается, пыльца прекрасно сохраняется и позволяет выяснить, какие именно растения в были распространены данной местности).
То есть мы представляем, что выращивали эти люди, какая у них вокруг была природа. Мы представляем, где у них были огороды, пахота, какие были почвы вокруг. Археологи сейчас очень много получают от смежных дисциплин. И любое археологическое исследование – это не только выкапывание черепков.
Именно поэтому наше представление о домонгольском Ярославле сейчас очень подробно. Особенно о центре, поскольку раскопана довольно большая часть, но нужно повторить, это не более где-то около 8–10% кремля Ярославля.
Мы можем сказать, что весь центр был достаточно плотно застроен крупными деревянными домами с подпольями. Было раскопано несколько усадеб, раскопана деревянная мостовая, похожая на то, что было в Новгороде. Горожане хорошо питались, и выяснилось, например, что на столе ярославцев было очень много рыбы самых различных видов – от карасей до осетров, гораздо больше, чем мяса. А вот кости коров, тоже обнаруженные при раскопках, принадлежат взрослым особям, но очень маленького размера – не более метра в холке! Обнаружилось, что зубы у некоторых черепов тронуты кариесом – это указывает на использование большого количества мёда (сахара ещё не знали), а другие останки оьладают зубами без кариеса, но с микротравмами от грубой, твёрдой пищи. Это явно указывает на социальное расслоение: более обеспеченные группы жителей питались лучше, но портили зубы сладким, а остальные горожане жевали каши и черствый хлеб.
Мы видим много товаров, которые были привезены. Большое количество украшений, разнообразных бус, которые происходят из Сирии, Византии, и так далее. Большое количество стеклянных браслетов, стеклянные перстни, разнообразные вставки в перстни. Много ювелирных украшений. Конечно, они в потревоженном, несколько смятом виде попадают в культурный слой, но можно довольно неплохо понять, что это носили женщины.
Довольно интересны находки последних лет, связанные с личными печатями князей, которые были найдены в этом кремле. Это первые печати, которые были найдены в Ярославле. Печати – это показатель наличия либо какой-то переписки, либо каких-то важных документов, которые хранились и по каким-то причинам были либо сожжены, либо за ветхостью от них оторвались эти печати и выпали в культурный слой. Но их нахождение говорит о том, что где-то в округе эти вещи хранились, и функционировала государственная власть. Здесь мы видим и печать смоленского архиепископа, то есть была какая-то переписка со Смоленским княжеством. И несколько печатей, связанных с удельными князьями. Найдена уникальная женская печать. Кто была Мария, которой принадлежала эта печать? Мать первого удельного князя Всеволода? Чрезвычайно редкая вещь – женская печать.
Ярославль дал уникальный материал, поскольку нашли девять коллективных захоронений древних ярославцев начала XIII в., это были санитарные захоронения внутри подполов домов, в нескольких ямах и даже колодцах. Это одновременные захоронения, видимо, произведённые после нашествия и разорения города, которые дали этот срез времени и события. Триста человек, убитые одновременно, которые позволили определить систему питания и сейчас дадут возможность, видимо, очень неплохо определить генетику. Поскольку новые исследования совместно с генетиками позволяют восстановить, из кого этот город состоял. Когда у тебя есть такой прекрасный набор источников, сделать это можно фундировано и достоверно.
Во время раскопок в подполах домов начала XIII в. пошли в массовом количестве человеческие кости. Всего таких захоронений обнаружено 9. В одном из погребений лежало 120 человек – мужчин, женщин, детей, которые были туда брошены. Причём именно брошены: расположение их было достаточно хаотично. Дальше они были забросаны землёй и заложены камнями. То есть в какой-то момент жители города, мужчины, женщины, дети, были убиты, какое-то время лежали непогребёнными, поскольку данные как антропологов, так и привлечённых энтомологов говорят о том, что где-то в конце мая-начале июня начали происходить первые погребения. И, по данным энтомологии, это можно довольно точно вычислить – найдены личинки насекомых, которые засыпаны вместе с телами, и поскольку многие погибшие были в зимней одежде, а личинки уже летние, можно понять, что почти полгода тела лежали непогребённые, и только весной или в начале лета начались санитарные захоронения, чтобы предотвратить разложение, нужно сделать это быстро, отсюда беспорядочность погребения.
Дальше нужна дата события. Здесь очень много связано с определённым прогрессом в радиокарбонном датировании. Дело в том, что датирование по дереву, углю, кости ведётся уже на протяжении более 50-ти лет. И точность этого метода в последнее время значительно увеличилась. И последние даты, которые получены, говорят, что смерть этих людей и животных, датированная по костям и людей, и животных, и по дереву, более методически точные датировки, как ни странно, происходят именно по костям животных, поскольку на них не влияет ни система питания, ни так называемая древность дерева, произошла в 1240-1250-е гг., плюс-минус 10 лет. Эта датировка очень чётко проходит независимо по всем девяти погребальным ямам, то есть можно отнести смерть этих людей (и животных) к 1238 г. – времени нашествия Батыя.
Генетикам удалось найти погребения родственников – мать, её дочь и взрослый сын. Причём становится ясно, что здесь, в центре города, были убиты в основном женщины, пожилые мужчины и дети – очевидно, они бежали к храму (или их сюда согнали победители), а затем все были умерщвлены – на останках видны следы ударов острыми предметами, найдены наконечники стрел в костяках, отрублены части тел... жителей рубили, добивали...
Всё это соответствует тексту летописей: Ярославский князь Всеволод увёл дружину на Сить, в помощь Владимирскому князю (поэтому так мало останков мужчин), а город был взят и уничтожен.
Ярославль позже начал восстанавливаться, видимо, торговое положение на слиянии Волги и Которосли было выгодно. Но в XIV–XV вв. откладываются крайне малые археологические слои в кремле, в центре города. Мы видим, что жизнь еле теплится. По сравнению с расцветом начала XIII в. это не более 10% материала за несколько веков. И только к XVII в., настоящему расцвету города Ярославля, город набирает становится сопоставим с периодом начала XIII в., и, конечно, потом его превосходит.
Наверно, это веский довод в дискуссии о том, было ли нашествие Батыя, или это был симбиоз двух культур. Симбиоз, который оставил сотни изрубленных тел женщин, стариков и детей...